Элементы решений психологических кейсов

Установки на «психологический» кейс при экспорте методических знаний в ИС-LXP психологической поддержки (в рамках полимодального метода)

1. Этапы работы с «психологическим» кейсом (с оглядкой на возможности LMS в e-learning)

1) поддержка через понимание проблемы и согласие с проблемой, с ее существованием;

2) идентификация проблемы через формулировки вопросов – проявленное участие (вклад энергии, времени, ресурсов);

3) уточнение проблемы через формулировки ответов – переключение внимания (психической энергии) с «груза» проблемы на исследование ее природы;

4) переключение с деструктивного видения (контекста) проблемы на альтернативное видение (контексты), расширение потенциального поля (пространства) действия по решению проблемы;

5) выделение ключевых смыслов (ключевых слов), определяющих расширенное видение проблемы;

6) поиск оптимального решения проблемы по ключевым смыслам (ключевым словам) с использованием парадигмы 9 типов методических материалов в сопровождении примеров;

7) «контракт» с ИС, определяющий условия, методы и контроль в решении проблемы;

8) психологическое руководство в ходе решения проблемы – реализация полимодального метода через инструменты ИС: тесты, материалы, задания, интерфейс обратной связи, представления результатов, информационной поддержки по психологическим аспектам избранного дела (ПАИД) и другие.

2. Аспекты «психологического» кейса

1. Определение «родительской» методики, описывающей данный кейс (например, методы воздействия по Кабаченко). Можно, например установить образ действия и спросить, к какой технике (методу, приему) относится. Можно дать понятие и спросить, к какой технике (методу, приему) относится.

2. Приоритеты в методах, техниках, отдельных приемах

3. Очередность в применении методов, техник, отдельных приемов

4. Фундаментальные (необходимые, существенные) признаки, определяющие данный кейс

5. Дополнительные – вариативные признаки, характеризующие данный кейс

6. Инородные признаки, помогающие выйти на дополнительные контексты для данного кейса, дополняющие его, формирующие связи и отношения данного кейса с другими

7. Символические аспекты данного кейса, помогающие установить данный кейс в других контекстах (основа для формирования «вскрывающего» суть описательного ряда контента – методика осознания, описания + картинки + видео фундаментальных процессов)

8. Ситуации личной практики, которые могут быть использованы как примеры для данного кейса, с уточняющими показателями

3. Игровой потенциал «психологического» кейса (с оглядкой на потенциальные возможности ИС КПСО)

Двое (и более) пользователей ИС КПСО могут самостоятельно разработать методику и содержание избранного дела, пользуясь методиками, контентом и возможностями интерфейса ИС (на основе методологии modeldela.ru). При этом они, естестсвенно, могут задействовать 6 из 9 подуровней НСД. Их задача в отношении друг друга – помочь (мотивировать) актуализировать (осознать, задействовать) любой из этих уровней. Участники используют интерфейс ИС, чтобы включиться в дело на одном из этих уровней, а также сразу на нескольких уровнях одновременно. Параллельно решение этой задачи имеет исследовательский аспект: участники исследуют возможности такого включения и помогают развивать метод игры, игровую базу. Каждый из 6 уровней содержит карту-территорию с мифологическим нарративом, который включает все основные возможные аспекты (сценарии) развития дела в данной плоскости.

4. Вопросы в диагностических методиках

  • Вопросы должны определять выбор той или иной техники, метода
  • Вопросы должны определять системность в решении психологических кейсов, т.е. отталкиваться от содержания кейсов и от возможных ресурсов в данной ситуации
  • Вопросы должны определять знание технологии, которую один участник может предложить другому, плюс возможные сценарии развития действия

5. Формы психологической поддержки в ИС КПСО

1. Поддержка имеет четыре формы: рассказ, подсказ, показ, провокация (включая вызов). Они обычно следуют в комбинации. Например, если не сработал «рассказ» («…это фигня, я устал слушать… непрофессионализм… ты не разбираешься… ты говоришь не то…»), предложить сравнить, кто из нас действительно разбирается (тот, кто умеет это делать): выполнить конкретное действие и сравнить результаты. Это пример провокации-вызова.

2. Поддержка проводится через:

  • аффективное переживание
  • когнитивное постижение
  • поведенческую регуляцию
  • прагматически организованную деятельность (НСД) – 4-е измерение

3. Поддержка имеет стратегический характер, осуществляется в рамках стратегии (принцип стратегии). Стратегия НСД подразумевает два разных основных дела, или аспекта дела, или стороны и т. д.: так чтобы у человека всегда была возможность переключиться между ними. Суть и весь фокус в том, чтобы иметь эту свободу постоянно. Имея свободу, человек свободно подключает энергию. Он не заставляет себя это делать, не тратит силы на преодоление инерции «я должен себя заставить» и т. п.

4. Во взаимодействии пользователя с ИС, а также с другими пользователями, задаются различные аспекты реальности (принцип условной реальности). Имеется в виду, что в рамках «психологического» кейса какой-то отдельный  аспект дела (обстоятельства, ситуации и т.д.) выделяется и тем самым приобретает характер реальности. «Реален» ли был этот аспект на практике, не имеет значения. Тем самым фокус внимания переносится во внутреннюю плоскость, на психологические аспекты деятельности, которые для субъекта являются «энергетическими фактами», поскольку в них была задействована его психическая энергия.  

5. Принцип эффективности связан с принципом условной реальности. Он означает приоритет функции над описанием. В соответствии с этим принципом, не имеет большого значения, соответствует ли описание (интерпретация)  действительности – самой этой действительности, важнее другое: насколько это описание может продвинуть субъекта в его функциональности, в деле, если он примет данное описание. Например, неважно, соответствует ли «объективной действительности» выделение субличностей, децентрализация Я субъекта – однако ощущение их разнородности, разных возможностей, способностей к делу, делает это описание исключительно функциональным.

6. «Психологический» кейс может использовать стандарт FOCAM для создания модели комплекса операций (компетенций, функциональных ролей), активированных субъектом в ходе деятельности (принцип компетенций).

Приведем в пример одну из возможных реализаций этого принципа: ADORE-комплекс.

Actor. Присоединение. Раскрепощение эмоций и снижение эмоционального напряжения. Создание ролевой модели образа (идентификация). Оперантное обусловливание (невербальное поведение)… (+ выборочно из ADREW)

Director. Установление надежного альянса. Позитивные ожидания (экспектация). Утилизация. Рассказ, показ, подсказ, провокация. Регуляция уверенности. Техники катарсиса. Техники десенсибилизации (повторение с целью снижения интенсивности). Техники воздействия (по Кабаченко). Преодоление сопротивления партнера. Парадоксальные техники… (+ выборочно из ADREW)

Orator (оратор, сценарист. Мотивация к изменению. Построение метафор (3 вида), многоуровневая речь (Эриксон). Чувство юмора… (+ выборочно из ADREW)

Reporter (+ выборочно из ADREW). Эмпатия (корригирующий эмоциональный опыт). Техники релаксации. Анализ скрытых намерений партнера. Анализ невербального поведения партнера (например, направления движения глаз)…

Educator. Знание основных психических процессов в организме (включая психосоматику), включение их на смысловом уровне в метафору деятельности. Когнитивное научение (социальный тренинг, поведенческий тренинг). Коучинг (абстрагирование и адаптация жизненного материала). Постановка и контроль выполнения заданий по 6 уровням деятельности. Определение критериев результативности взаимодействия с партнером…

6. Уровни решения «психологического» кейса

1. Критическая ситуация, проблема, кейс рассматривается в энергетическом плане (уровень психической энергии субъекта).

2. Смысловая раскладка возможных выборов действия, вариантов решения (уровень когниций).

3. Поведенческая стратегия. Домашнего задания отдельно от основной деятельности нет: все упражнения, приемы, ходы, техники – имеются только в рамках основного дела (уровень поведения). На этом уровне проводится коррекция смысловой основы поведения, выявление дополнительных энергетических фактов (проблем).

4. Целевой компонент (уровень намерения). Субъект убеждается в необходимости реализовать выбранную стратегию действий, в необходимости настойчиво: а) решать проблему на энергетическом уровне, определив варианты действий на уровне смыслов и реализуя избранную стратегию на уровне поведения. На уровне намерения происходит спайка энергии-смыслов-действий-намерений. Без этой спайки по отдельности они не «работают».

5. Компонент дела на 9 подуровнях, включая 6 «психологических» (уровень дела).

6. Контроль деятельности (а не просто психологии) через ИС (уровень контроля).

7. Магия («я могу») – отражение деятельности в знаках: контроль через Мир и контакт с Миром (уровень результата).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *