250 сюжетов участия в HR-проектах организации – психолога или специалиста по внутренним коммуникациям
Деятельность сотрудников. Взаимодействие сотрудников. Развитие сотрудников. Психологические методы получения и обработки данных. Мотивы коммуникации в организации
Деятельность сотрудников (100)
Стратегии интериоризация смыслов, направленные на повышение производительности труда
1. Привлекательность содержания деятельности.
2. Основные функциональные блоки деятельности: мотивы деятельности, цели деятельности, программы деятельности, информационные основы деятельности.
3. Принятие решений.
4. Подсистемы деятельностно важных качеств.
5. Внутренний конфликт между стремлением к узкой специализации и потребностью узнавать что-то о смежных профессиях.
6. Возможные линии развития человека средствами профессии.
7. Перспективы изменения в самой профессии.
8. Способы профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях.
9. Требование конструктивности описания деятельности.
10. Структурирование определенной последовательности описания действий и операций.
11. Знание требований, которые предъявляют избранный вид труда к человеку.
12. Установление инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную программу действий.
13. Требования деятельности, ее характеристики и условия – временные, пространственные, технические и т. д. – не по отдельности соотносимые с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались делать в инженерной психологии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность.
14. Профессиональные и психологические действия, способы, приемы, умения, навыки, техники, технологии; профессиональное мышление.
15. Компенсаторные возможности в усложняющихся условиях деятельности.
16. Сочетание определенной задачи труда и связанных с ней – предмета труда, условий, действий, результатов – с рядом психологических качеств человека; действия соотносительны целям, операции – условиям.
17. Достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «много-вершинности» в профессиональном росте.
18. Эстетическая выразительность, в том числе по гармонии, красоте, эстетической соразмерности производимых продуктов. Индивидуальные стили деятельности.
19. Индивидуальные способы деятельности.
20. Использование трудовой направленности личности, фокус на общественной необходимости труда, мотивах долга.
21. Установка на труд, на высокую продуктивность труда.
22. Выработка положительного эмоционального отношения к труду («радость труда»).
23. Воспитание уважения к любому труду.
24. Профессиональная идентичность личности и заинтересованность в труде.
25. Возможности для самоактуализации.
26. Профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющее профессиональную устойчивость.
27. Профессиональное самосознание, образ профессионала.
28. Результативность, эффективность труда.
29. Трудоспособность, работоспособность.
30. Игровой, процессуальный характер артистического поведения человека.
31. Включенность «игровых структур» в производительную деятельность.
32. Влияние эмоций, психических состояний на профессиональную деятельность и на качество жизни.
33. Основные стрессогенные ситуации в трудовой деятельности: ролевая неопределенность, ролевая перегрузка и недогрузка, ролевой конфликт, «трудное начальство», использование умений и способностей не в полной мере и другие.
34. Адекватное представление человека о психологической структуре избранной деятельности.
35. Психические процессы, направленных на ориентировку и познание (когнитивные процессы), на активацию и оценивание (эмоциональные процессы), на стабилизацию активности (волевые процессы) и на побуждение, инициацию этой активности (мотивационные процессы).
36. Психические процессы, специально направленные на построение, организацию и регуляцию активности: поведения и деятельности.
37. Личный психический опыт.
38. Основные функции психики в деятельности – когнитивная и регулятивная (только в действии человек что-то сознает).
39. Образ мира (слагается из значений, смыслов, а также пространственных и временных координат).
40. Представление о действии как единице анализа психики (П. И. Зинченко) и требование рассматривать его в эмоционально-смысловом, двигательном и когнитивном аспектах одновременно.
41. Представления Е. Ю. Артемьевой (1986) о трехслойной конструкции субъективного опыта, о принципиальной роли выполненных деятельностей в его формировании и понятия психологии субъективных семантик: психическое «рождается» из деятельности.
42. Микрокомпоненты управленческой деятельности.
43. Выявление мало компенсируемых (ядерных, стержневых) психологических качеств в профессии, а также и более компенсируемых.
44. Бессознательная компенсация психологических качеств в профессии.
45. Характер требований к психике субъекта-деятеля.
46. Нейродинамика в профессиональной деятельности.
47. Модель специалиста.
48. Модель подготовки специалиста.
49. Профессиограмма.
50. Оперативность, тонкое приспособление всех звеньев психологической системы к требованиям решаемых задач.
51. Интрогенные, процессуальные аспекты деятельности.
52. Стратегия и тактика деятельности в соответствии с иерархией принципов действия.
53. Контроль и оценка деятельности.
54. Психологическая сложность деятельности, определяемая степени отдаленности цели от предмета.
55. Рассмотрение частной задачи как некоторого «шага» по направлению к цели; анализ механизмов сохранения цели и ее непрерывных трансформаций.
56. Целесообразные сочетания психологических процессов в трудовой деятельности.
57. Виды активности: моторная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, социальная.
58. Адаптация – организация психической деятельности в определенной сфере ее проявления: когнитивной, эмоциональной, моторной, алиметарной.
59. Когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики).
60. Сближение внешней и внутренней деятельности, интеллектуализация труда.
61. Индивидуальные стили деятельности.
62. Переструктурирования стиля в процессе деятельности при сохранении его устойчивой части; вариативность стиля.
63. Стилевые искажения среды (феномен «психологической ниши»).
64. Обретение новых «системных качеств»: взаимосвязи психических (функциональных) состояний с индивидуальностью и структурой стиля субъекта.
65. Перевод объекта деятельности в его субъективную форму, в образ.
66. Изучение свойств оперативных образов как регуляторов действия: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность.
67. Образ соответствия, побуждение человека к поиску ситуации, при которой этот образ становится более четким и определенным.
68. Дробление или, наоборот, укрупнение «единиц» психических образов.
69. Опережающая адаптация»: образованный в сознании конструкт взаимодействует с другими, уже имеющимися конструктами.
70. Фокус на ценности деятельности для субъекта, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена.
71. Приемы изменения ситуации для сохранения, защиты, утверждения ценности субъекта.
72. «Справедливый и упорядоченный мир» деятельности.
73. Предупреждение отчуждения субъекта от объекта управления, утраты непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств, во избежание снижения для субъекта личностной значимости выполняемых действий.
74. Способы информационного воздействия по улучшению или нормализации функционального состояния человека.
75. Формирование у субъекта яркого, четкого и дифференцированного образа деятельности.
76. Формирование представление о нормативно-одобренном способе деятельности.
77. Противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности.
78. Несогласованность становления разных видов компетентности.
79. Неудовлетворенность от зацикливания субъекта на своей трудовой деятельности.
80. Несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе.
81. Конфликт результатов и процессов труда, рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы.
82. Схематизация предметного образа деятельности; панорамность представления, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации.
83. Выработка индивидуально оптимальных стратегий и тактик деятельности.
84. Моделирование обобщенного и идеального образа действия и отражение реального способа действия.
85. Сочетание избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд.
86. Реализация трудовых интересов и склонностей как источников достижения целей в труде и преодоления препятствий.
87. Следование устойчивым профессиональным намерениям, призванию.
88. Ставка на уверенность в своих силах в труде.
89. Стремление сделать самостоятельный выбор в деятельности: вида задания, уровня сложности задачи, партнера; принять ответственное решение с учетом индивидуальных склонностей.
90. Трансформация той «единственной» ценности, которая составляет суть проблемы.
91. Прием коррекции «своих ожиданий и надежд».
92. «Идущее вниз сравнение».
93. Приемы драматургии.
94. Принятие на себя определенной роли.
95. Стратегии «антиципирующего совладения» и «предвосхищающей печали» и другие.
96. Риск как азартный процесс принятия решения, как акт предпочтения, которое субъект отдает труднодоступным целям.
97. Варьирование ситуаций мотивированного (ситуативного) риска и немотивированного (бескорыстного) риска.
98. Отработка устремленности к достижению цели (избежанию неудачи) как следствия определенного уровня притязаний личности.
99. Помощь во внутреннем отчуждении от ситуации или переключения внимания.
100. Направленное информационное воздействие для перенесения внимания с субъекта на целостную ситуацию, на особенное и изменчивое, присущее конкретному человеку в определенных условиях.
Взаимодействие сотрудников (28)
Уровни коммуникации: межличностный, в группе, в коллективе организации в целом
101. Качественное обогащение личностной сферы в условиях совместной деятельности.
102. Активация индивидуального стиля деятельности на поведенческом уровне, доступном внешнему наблюдателю.
103. Профессиональные межличностные отношения и позиции, профессиональные ожидания.
104. Процесс адаптации личности в коллективе.
105. Стратегии поведения.
105. Взаимодействие, межличностные отношения.
106. Взаимодействие, направленное на изменение предмета совместного труда (или предметно-направленное).
107. Особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социо-технических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.).
108. Стратегии исполнителя как партнера по взаимодействию, эффект положительной оценки действий субъекта большинством.
109. Сложившиеся в коллективе социальные установки.
110. Взаимодействие, направленное на изменение характеристик субъекта, как индивидуального, так и коллективного (субъектно-направленное).
111. Значимость присутствующих людей.
112. Сходство воспринимающего и воспринимаемого субъектов по структуре установок и оценок.
113. Системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими со-субъектами.
114. Взаимодействие, направленное на изменение организационно-управленческих характеристик жизнедеятельности группы.
115. Стили жизни, поведения в социуме.
116. Индивидуальный стиль общения в организации.
117. Владение этическими нормами в профессии.
118. Изменение характеристик индивидуальной деятельности и поведения человека под влиянием пассивного присутствия других людей.
119. Система оценок: глобальная оценка, прямая и косвенная оценка, регулярность и своевременность оценки результатов и т. д.
120. Командные и личные соревнования.
121. Привлекательность объекта, вызывающего потребность (аттракция).
122. Использование жизненного и профессионального опыта личности, на основе ее отношения к другим людям.
123. Восстановление реального образа воздействия (который может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации).
124. Несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями.
125. Проективные механизмы отражения реальности: отрицание, искажение, иллюзорная проекция.
126. Незрелые механизмы: фантазирование, проектирование, ипохондрия, пассивная агрессия.
127. Отказ от деятельности, невротические механизмы: интеллектуализация (изоляция, навязчивые действия, ошибки, рационализация), подавление, действия по шаблону, замещение (превращение, фобии), диссоциация.
128. Зрелые механизмы: сублимация, альтруизм, запрещение, предвосхищение, юмор.
Развитие сотрудников (72)
Профессиональное и личное развитие; решение психологических проблем субъекта
129. Противоречие между саморазвитием и самосохранением.
130. Профессиональные притязания; профессиональное призвание, профессиональные намерения. профессиональные цели.
131. Сильное целеполагание.
132. Позиция профессионала – признание себя как профессионала.
133. Стремление к профессиональному росту, мотивация к разным видам повышения квалификации.
134. Осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях.
135. Знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности.
136. Знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии.
137. Знание о стиле жизни в данной профессии.
138. Инициативность, творчески преобразующая активность субъекта.
139. Профессиональная интернальность как поиск в себе самом причин успеха-неуспеха.
140. Профессиональные ценности, идеалы, менталитеты.
141. Понимание значимости профессии.
142. Профессиональное мировоззрение.
143. Внутрисистемная компенсация за счет других профессиональных способностей и межсистемная компенсация за счет общих способностей.
144. Позитивная динамика мотивационной сферы: появление новых мотивов, целей, «вычерпывание» новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное самопрогнозирование.
145. Построение собственного сценария профессиональной жизни.
146. Индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений.
147. Готовность к гибкой переориентации в рамках профессии, вне ее. психологическая цена результатов труда.
148. Рекомендации по оптимизации профессионального пути.
149. Развитие способностей через детерминацию требованиями деятельности и детерминация духовными ценностями.
150. Профессиональная обученность, обучаемость, умелость.
151. Достижение статуса в профессии, категории, разряда.
152. Профессиональные способности (общие и специальные).
153. Профпригодность.
154. Приемы профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем.
155. Потребность в самоактуализации.
156. Класс интегральных психических процессов: целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль, самоконтроль.
157. Личностные, психологические критерии в различении хороших и плохих профессионалов.
158. Ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности.
159. Нормативные и ненормативные кризисы личности.
160. Зависимость создаваемого образа от скрытых личностных особенностей.
161. Способы саморегуляции; выделение стилей для рассматриваемой деятельности.
162. Эмоциональный стиль и стиль эмоционального реагирования.
163. Бессознательные механизмы индивидуальных стилей деятельности.
164. Психологическая составляющая стиля («типовые» и «индивидуальные стили»).
165. Стиль саморегуляции, стиль самоорганизации.
166. Помощь в саморегуляции.
167. Централизация, направляющая и активизирующая позицию субъекта.
168. Индивидуализация программ профессиональной подготовки.
169. Регуляция эмоций посредством персональных мессаджей.
170. Инициация продуктивных психических состояний.
171. Пропаганда осознанного и целенаправленного преобразования психических состояний.
172. Индивидуальные инструкции по выбору между деятельностью по саморегуляции состояния и выполнением профессиональной деятельности.
173. Индивидуализированные сценарии макроанализа стрессогенной ситуации, микроанализа механизмов активизации адаптационных психофизиологических ресурсов.
174. Подборка психологических способов управляющего самовоздействия на состояние: самовнушение, различные формы представления, сенсорная и эмоциональная репродукция, воображение, идеомоторный проигрыш, самопрограммирование и другие.
175. Интерфейс для оперативного самоконтроля, абстрагирования от ситуации, формирования общей стратегии поведения и долговременных отношений к действительности.
176. Эстетическая мотивация.
177. Спектр отношений субъекта с миром (действенных, познавательных, эстетических, этических).
178. Переход к системе «человек и мир» (онтологическому субъекту по С.Л. Рубинштейну).
179. Зависимость силы мотива от степени осознанности и ясности объекта мотивации.
180. Когнитивное оценивание, рассмотрение трудной ситуации с разных сторон.
181. Приемы переоценки ситуации.
182. Мысленное оперирование представлениями: мысленное расчленение объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинации и рекомбинации.
183. Исследование наследственных факторов в процессе формирования когнитивных стилей.
184. Открытие реальной роли психического в деятельности.
185. Саморегуляция: создание воображаемых ситуаций, расширение пространственно-временных границ действия и включение его в новые смысловые связи.
186. «Распредмечивание» нормативного способа деятельности, превращение его в индивидуальный способ деятельности.
187. Интерфейсы для рефлексии субъекта.
188. Когнитивная составляющая самооценки.
189. Требование психологической адекватности описания содержания профессиональной деятельности.
190. Полнота психологического отображения реальной действительности.
191. Смысловой ряд реальности, иерархия ценностей, актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы.
192. Психологическая форма адаптации, которая возникает как саморазвитие.
193. Разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности.
194. Дискордантный профиль личности (расхождение у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и в непрофессиональной сфере).
195. Направления нарушений в профессиональном развитии.
196. Корреляции между показателями выгорания и смысложизненных ориентаций.
197. Информация для решения проблемы совладания, работы с негативным событием, которое приводит к разрыву сложившихся в сознании субъекта систем значений, к разрушению субъективного жизненного мира (assumptive world).
198. Обеспечение контентом для перестройки глубоко укоренившегося отношения к миру.
199. Контент во взаимодействии регуляторных систем в триаде «деятельность — состояние — личность».
200. Описания факторов субъективного отношения к ситуации, теория и примеры стратегий «coping stress», «coping behavior».
Психологические методы получения и обработки данных (28)
201. Интерпретационные методы опытных данных: структурно-системный анализ для описания морфологии психологической структуры профессиональной деятельности.
202. Данные по нейродинамике субъекта в сложных, экстремальных условиях, при обеспечении надежности работы, при возможных усложнениях обстановки.
203. Данные по условиям работы, субъективным факторам (например порывистости в работе, внезапного ее усиления); переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты, между полюсами «субъект — объект».
204. Данные по ошибкам в соответствии с классификацией ошибок.
205. Изменчивость активируемых трудовой деятельностью психических функций в процессе формирования профессионального мастерства.
206. Колеблемость активируемых трудом психологических процессов.
207. Оптимальный или неоптимальный характер деятельности в зависимости от способа связи психических и личностных (мотивы, способности и т. д.) уровней деятельности.
208. Функционально-структурный анализ для изучения функциональных взаимосвязей операционно-технологической (внешней) и психологической (внутренней) структур деятельности.
209. Индивидуально стабильные способы приема и переработки информации.
210. Интерфейс сбора данных по подготовке и принятию решений, в том числе в условиях неопределенности выбора.
211. Статистика пиков различных функциональных состояний человека: благоприятных и неблагоприятных, оптимальных и неоптимальных, допустимых и недопустимых, разрешенных и запрещенных.
212. Референтометрия (методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична).
213. Когнитивные карты.
214. Данные по симптомам выгорания.
215. Адаптированный вариант MMPI – стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ).
216. 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО).
217. Вариант проективной методики ТАТ X. Хекхаузена.
218. Тесты. опросы.
219. Характеристики с учетом возможностей индивидуального стиля и активности определенного субъекта в реализации профессиональных требований.
220. Биполярные конструкты.
221. Данные о психологических различиях между группами хороших и плохих профессионалов на основе исследования личностных качеств.
222. Метод наблюдения: разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии.
223. Переход субъекта от одной стадии развития к другой.
224. Прогрессивные структурные изменения личности.
225. Полезависимость-поленезависимость субъекта, широта-узость категорий обобщения опыта, ригидный-гибкий познавательный контроль, фокусирующий-сканирующий контроль, степень открытости новому, неожиданному опыту, импульсивность-рефлективность познавательной деятельности, склонность к конкретной-абстрактной концептуализации, когнитивная простота-сложность субъекта познания.
226. Эмпирические методы: изучение документации, наблюдение, опрос, биографический метод, метод изучения продуктов деятельности, трудовой метод, метод эксперимента, метод экспертных оценок.
227. Методы обработки эмпирических данных: качественные – метод экспертной оценки, метод анализа ошибок, сравнительный анализ эмпирических данных.
228. Количественные – статистические методы: дисперсионный, корреляционный, факторный, графический анализы.
Мотивы коммуникации в организации (22)
229. Потребность во впечатлениях.
230. Приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение).
231. Желание воздействовать на собеседника, изменить его устремления, мнения, поведение.
232. Общение, мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, гражданских идеалов.
233. Поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу.
234. Общение по экономическим, политическим, правовым, духовным интересам. организация представлений об окружающем мире.
235. Потребность в приспособлении к внешней среде.
236. Поиск партнера взаимодействия: для беседы, совместной игры, деятельности и т. п.
237. Потребность в общении, аффилиации, альтруизме.
238. Потребность в признании и поддержке.
239. Оказание помощи другому человеку.
240. Получение помощи.
241. Самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения).
242. Общение с целью межличностной перцепции и межличностного познания.
243. Потребность в активной деятельности.
244. Общение с целью установления деловых контактов для осуществления совместной деятельности.
245. Разрешение внутренних конфликтов личности.
246. Защита от негативной информации, защита самооценки.
247. Потребность в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению.
248. Конкретные актуальные для определенной деловой ситуации мотивы, интересы и потребности; достижение успеха в деловом общении (избегание неудачи в деловом общении).
249. Выслеживание собственных психологических проблем через их след в общении (например бессознательная агрессия, чувство относительной депривации, фрустрации, неограниченного доминирования и т. д.).
250. Различные социальные потребности, реализуемые через общение: в достижении (преодолении препятствий и достижении высоких показателей), в автономии (сопротивлении принуждению), в противодействии (овладении ситуацией и компенсировании неудачи), в защите (от критики и нападений), в уважении (к партнеру), в избегании ущерба (опасных ситуаций), в порядке (аккуратности, точности, организованности), в понимании (постановке вопроса или ответах на них, анализе и обобщении суждений партнера), в толерантности, в риске и другие.
См. Избранные психологические понятия для оптимизации внутренних коммуникаций
См. 33 причины неэффективности внутренних коммуникаций (ВК) в организации