Мотивы и стимулы действия

Выделяем по Протокарте, в соответствии с методикой НСД. Мы исследуем мотивы и стимулы применительно к Ψ-функциям избранной деятельности, а также на следующем уровне действия: профессиональных операций (см. Ψ-карты операций по стандарту T.I.C.O.P.)

1. Условия действия, факторы прагматической ситуации действия, в том числе «отрицательные» стимулы (страх, стыд, перспектива лишения, внешнее прямое силовое воздействие в той или иной форме и т. д.). Условиями действия могут быть не только внешние факторы и силы, но и собственные действия субъекта, совершаемые в рамках, по ходу избранной деятельности: они также включаются в общую ориентировку.

2. Законы, ходы, приемы (в сопровождении рекомендаций): способы, как выполнить часть операции, продвинуться в решении задачи, привязанной к конкретной цели (например, переключить внимание на нейтральную или благоприятную тему). Они могут быть не только профессиональными (LXP), но и экзистенциальными и социальными (LXP СПОО).

3. Мотивы как осознанные потребности – например, получить одобрение от значимого лица. См. Изменение побудительной функции мотива

4. Намерения (могут расходиться с мотивами) – например, добиться правдивого видения ситуации.

5. Формы факта – как представить факт «выгодно» для стратегии (например, я хочу посмотреть сериал днем, но мне нельзя терять рабочее время; тогда я могу представлять этот просмотр, сгущая это представление, как «награду» в конце дня, самый «вкусный» кусок дня, который нужно подготовить и оттянуть, иначе он не будет таким вкусным и т. п.).

6. Сдвиг мотива на цель. Например, подключение игровых мотивов.

7. Ключевые адресанты: кому субъект направляет свое действие, кто способен генерировать эту энергию.

8. Ключевые сообщения (messages), например девизы, которыми субъект стимулирует свои действия в той или иной ситуации; вдохновляющий контент: произведения «быстрого считывания» (песни, музыкальные композиции, стихи, картины, мемы и т. д.), относительно самостоятельные фрагменты больших произведений (монтажные склейки), собственно большие произведения (включая их знак, действующий как символ в сознании субъекта).