1. От научной парадигмы психологического знания – к решению конкретных пси-кейсов
1. Вместо теоретической актуальности – конкретно-практическая, прикладная цель исследования.
2. Вместо обклеенного ярлыками психологического субъекта – детализированное описание задач человека в конкретном виде деятельности, включая комплекса навыков и компетенций психологического свойства
3. Вместо описания актуальности – адаптация контента исследования под конкретные запросы практической деятельности психолога-консультанта или под интерфейс инструмента психологической поддержки (например, мобильного приложения)
4. Вместо бесчисленных конструкций разума в бесконечном развитии теории – методические рекомендации о том, как применить отдельный элемент знания на практике: в какой ситуации, каким образом, какие есть риски, с чем (каким другим элементом знания) может быть объединено, с чем объединять не рекомендуется и так далее.
5. Вместо исследования какой-либо абстрактной области знания (исследовать которую разум предлагает «до конца», а это не более чем иллюзия нашего разума) необходимо исследовать кейсы, случаи практики, в нашем случае – трудовой практики, во взаимосвязи FOCAM. Вместо точки разума (строящего описательные конструкции, в которых выбор – произволен) – точка воли, намерения, единичного прагматического выбора.
6. Вместо статистических показателей – методы оцифровки данных, методы дата-майнинга, принципы и примеры корреляции математических и психологических описаний фрагмента социальной действительности, исходя из возможностей IT-технологий, с которыми автор соотносит свой метод. Статистические данные, «описывающие», например, человеческие отношения в цифрах, не генерируют энергию, не вдохновляют. Энергия содержится в иных описаниях – в историях, в сюжетах, в символах (те же мемы, например). Одним из методом оцифровки данных может быть, например, нарратив-история. Чтобы выделить, сформировать историю в своей жизни, необходимо отбросить огромное количество ненужной, мусорной, а также лишней, «чужой», информации. Субъекту нужно разобраться, что и где является таким «лишним». Важно определить, что во времени является несущественной информацией, научиться использовать только существенную.
7. Вместо обоснования своей правоты (каждый консультант работает в рамках своего метода, доказывая, что он наиболее эффективен в решении конкретных проблем) – логика использования комплекса методов в соответствии с общей матрицей эффективности (кейсы – решения – карты)
2. Новое измерение (портал, плоскость, сторона, аспект) психологической консультации
1. Вместо консультанта в кабинете психологической помощи – консультант в трудовом коллективе: через современные инструменты работы с информацией
2. Вместо идеи психологической консультации (общего предмета, объекта исследования) – идея психологической поддержки, исследования человеческой природы и собственных возможностей, обучения (овладевания методами саморегуляции)
3. Вместо формата курса терапии (как долгосрочного, так и краткосрочного) – формат абонентской поддержки через информационную систему комплексного психологического сопровождения
4. Вместо деления на здесь и там, сейчас и тогда (психологической консультации и «домашних заданий») – симультанная поддержка действия через ИС на девяти уровнях деятельности (психолог превращается в элемент организации знания и доставки знания в нужный момент). Коммуникация в деле предполагает прямой эффект – в том числе психологическая коммуникация. Исключается этап «поговорим о вашей коммуникации», который усложняет путь к результату, эффекту.
5. Вместо фокуса на контакте субъекта с психологом (интерперсональное вовлечение, личность вовлекает личность) – фокус на контакте субъекта непосредственно со знанием, на практике (например, мотивация исследования, проблемы интериоризации, инициации субъекта в действии, применения полученных знаний и т. д. ) и вовлечение инструментальными методами (например, игровыми)
6. Вместо фокуса на личном счастье, как самого клиента, так и партнера, связанного общей проблемой (например в семейной терапии) – фокус на деле: на общественном результате, на том, что выходит за рамки личности и имеет большее значение, чем личная «проблема». Необходимо вывести человека из замкнутого круга его личности, личных проблем. Человека нужно перевести на уровень системы, его внимание должно быть увлечено чем-то внешним, чтобы он мог двигаться системно, а не «раздувать» свою проблему внутри нее самой. Если человек строит с системой свои личные связи– это компромисс, так он не выходит за пределы Я. Нужно именно увлечь его целиком, перевести целиком на системный уровень, чтобы он сам почувствовал себя системой, смотрел с позиции всей системы (так, кстати, сукцессивный способ восприятия меняется на симультанный, происходит тренировка системно-симультанного восприятия, что само по себе выводит человека из проблемы, поскольку проблема от проблемы всегда осуществляется сукцессивно). Необходима помощь в поиске такого дела, превышающего значимость личных проблем. Выход на понимание лжи, замкнутости Эго, энергетического ослабления, чувства собственной важности и так далее. Вместо решения «личных» проблем, замкнутых на Эго клиента, – помощь человеку в его деле, исходя из выделения комплекса ПАИД.
7. Вместо изолированной среды субъекта (даже семью можно считать изоляцией), которая не предполагает вовлечения субъекта в решение его психологических проблем – среда организации, с ее обязательствами, связями, делами, результатами, системой вовлечения и т.д. Это все может послужить идее эффективной психологической поддержки.
3. Элементы традиционной психологической консультации (ПК) в сравнении с элементами психологической поддержки в ИС КПСО
Традиционная психологическая консультация (ПК) | ИС КПСО |
1. Каждая ПК работает в рамках своего метода, доказывая, что она наиболее эффективна в решении конкретных проблем. | ИС КПСО интегрирует знания, наработки, методический контент разных методов, включает релевантный и пертинентный поиск методических элементов для решения конкретных кейсов. |
2. ПК базируется на описании психологической проблемы | ИС КПСО базируется на описании межуровневых связей конкретного психологического кейса в 9-компонентной модели дела. Психологические кейсы формализуются в интерфейсе планировщика задач, в рамках основной деятельности в организации |
3. Выполнение заданий терапевтической практики отдано субъекту на откуп: субъект не обязан их выполнять (контракт с ПК не принадлежит правовому полю). | Активное участие субъекта в решении кейса определяется трудовым законодательством, контрактом, системой норм в организации. |
4. Методы ПК: ведущая форма беседы (в организации нерациональна, непрактична); много сеансов (нереально); рамки действий имеют искусственный характер (домашнее задание – не эффективная форма мотивации); инструментарий технических средств (не развит). | Методы ИС КПСО: настройка внимания посредством мобильного интерфейса; Платформа опыта – Learning Experience Platform (LXP); психологические карты (личные и групповые) и другие. |
5. Роль ПК, отношения с клиентом: внимательный интервьюер, провокатор, добрый рассказчик и другие. | Роль оператора в ИС КПСО: проводник в базе знаний, организатор вовлечения субъекта в самопознание, мотиватор саморегуляции, сценарист-тьютор (создает индивидуальные сценарии в личной карте субъекта). |
6. Контракт с ПК диктует лишь общие моменты действий, но никак не помогает в управлении вниманием по ходу действия | Игровые методы ИС КПСО стимулируют внимание по ходу деятельности |
7. Цель ПК: перестройка системы когниций, установок; инсайт; катарсис; исключение сопротивления; перестройка системы отношений; изменение поведения. | Устранение эмоционального дискомфорта происходит путем переключения эмоции от одного смысла дела к другому. Эмоциональный дискомфорт снимается не в разуме субъекта, а в его деле, а значит в энергии. Дело возвращает энергию (эмоции) в энергию (дела). Эмоциональный дискомфорт в рамках дела может быть уже тактическим – а это не проблема, а средство (энергетическое). |
8. Психодинамика в ПК: существует основная сила, строящая и перестраивающая отношения и все поведение человека (инстинкты, бессознательное, Суперэго против Id, психология отношений Мясищева и т. д. | Сила социальных отношений в мини-коллективе по ходу дела (модуль управления «Respect») |
ПКпоощряет свободное выражение (чувств, мыслей, намерений). | ИСКПСО в деле дает субъекту аудиторию зрителей, без которой выражение не имеет смысла и стимула. |
9. ПКобеспечивает человека новыми идеями и информацией. | ИС КПСО через дело дает новые точки энергии (ПАИД, оппозиции, Е-91 и т. д.); дело заставляет погружаться целиком, а не только разумом, в новые смыслы действий – через метафоры действий; инициирует открытие субъектом новых источников информации, новых связей, отношений, взглядов; дело помогает переключать внимание («туннели действия») и т.д. |
10. Диагностика в ПК помогает человеку лучше понять свои проблемы. | Методы ИС КПСО децентрализуют место человека в мире, связывают его с миром – через дело; «проблема» переводится в плоскость возможностей и далее – задач. |
11. Трехмерная конструкция опыта в ПК: психодинамика – когниции – поведение | «Четвертое измерение» психологической поддержки: вовлечение, мотивация, внимание на неличное дело, организация и т. д. |
12. ПКпомогает человеку в проверке новых способов мышления, поведения, чувствования за пределами терапевтической ситуацию | В ИС КПСО в принципе отсутствует деление на терапевтическую ситуацию и практику: все происходит на практике. Цели субъекта перестраиваются по ходу дела. |
13. ПК осуществляется на уровнях смысла и поведения личности, задействует уровень энергии и намерения. | ИС КПСО дает возможность субъекту выйти на уровень намерения, с глубокой прокачкой уровня энергии, и далее – осуществлять контроль, самоконтроль и саморегуляцию, ориентируясь на контакт с Миром. Методика ИС КПСО строится на комплексной – а не изолированной в рамках ПК – материализации жизненных смыслов. |