Национальная ментальность. Россия. Координаты «полюсов»

По | 07.08.2024

Российский менталитет: поиск обобщения

В обществе

1. Коллективизм, соборность. – Нетолерантность, неготовность к компромиссам, к диалогу, упрямство, зашоренность, узколобость. 2. Сердечность, общительность, готовность «последнюю рубаху отдать, готовность к самопожертвованию. – Неготовность принять чужое мнение, непонимание культуры коммуникации и нежелание ей следовать, допуск «низких» эмоций в общении. 3. Обостренное чувство справедливостиУравнительная психология, зависть, недовольство тем, что кто-то живет лучше, достиг большего и т. п. 4. Независимость. Культ личности. 5. Обостренное сознание личности: человек  принимается  как  большая  ценность,  чем  общество  и  цивилизация, отсюда индивидуализм, обостренное сознание личности [2]. – Принятие коллективизма как способа жизни. 6. Искренняя бескорыстная дружба, формирование дружеских связей на основе общности жизненного опыта, интересов, бескорыстие дружбы. – Поиск выгоды от дружеских связей. 7. Широта души, великодушие, открытость, искренность, доверчивость и даже легковерие. – Неверие в честность других, подозрительность, убежденность в том, что все другие люди недостаточно «хороши», а потому неверие в их честность, способность достичь чего-либо только собственными усилиями, обвинение в нахлебничестве. 8. Жить убеждениями и душой. Приоритет super ego (принципы морали, нравственности, духовности) над ego (принцип личной выгоды, материальной реальности). «Верить – значит жить, руководствоваться не расчетом, не соображением выгоды, в отличие, например, от американцев, японцев, немцев, а принципами, убеждениями, эмоциями и душой» [1]. – Боязнь недополучить материальные блага. Отсутствие чувства меры при создании бытового комфорта, боязнь недополучить положенную выгоду. Гиперактивность в ситуации «раздачи» жизненных благ, ненасытность и отсутствие тормозов в поиске «халявы». 9. Стремление «обойти» закон. «Русские менее законники,  чем  западные  люди,  для  них  содержание  важнее  формы» [2]. – Смиренность и совестливость. 10. Героизм и патриотизм. – Презрение к соотечественникам. 11. Уверенность в особой миссии русского народа. – Превознесение всего иностранного: «Нет пророка в своем отечестве». Склонность к быстрому и безоговорочному принятию чужих правил, норм, доверчивость ко всему «не нашему». 12. Доброжелательное отношение к другим народам. – Убежденность, что другие живут неправильно.

В жизни

13. Внутренняя цельность. – Внешняя противоречивость. 14. Оптимизм. – Страх перед неопределенностью, крушением идеалов и цели, жизненными неудачами, чувство растерянности и беспомощности перед новыми (в том числе экономическими, политическими) требованиями жизни, что нередко приводит к неврозам, «переходящим либо в «тихую апатию», либо в «отчаянную агрессию», либо в латентный мотив летального характера с предварительным «заражением» десятерых» [1]. 15. Внешний локус контроля, патернализм, отсюда бегство от личного выбора в критических ситуациях, потребность быть ведомыми, повышенная зависимость от лидеров, потребность в опоре на власть и руководство, ориентация на державную идентичность: «русский народ, с присущей русской душе страстностью всегда ожидал и ожидает «властелина» [1]. – Проявление вольности, анархизма, бунтарства, желания «царствовать самому». «Известна склонность русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины. Русский народ не только был покорен  власти, получившей религиозное освещение, но также породил из своих недр Стеньку Разина… и Пугачева» [2]. 16. Максимализм. – Нигилизм. 17. Постоянный поиск смысла жизни. – Нежелание брать на себя ответственность за свою судьбу. 18. Жизнелюбие. – Постоянное недовольство окружающим миром и своей жизнью в нём. 19. Решительность – Медлительность, созерцательность. 20. Гедонизм, способность ценить материальные блага, богатые традиции «телесных радостей». – Неприхотливость в быту. 21. Полная самоотдача тому, во что (в кого!) в данный момент веришь, что в данный момент делаешь. – Повышенная рефлексия, мысли о прошлом (ностальгия) вместо действия. 22. «Крестьянский» прагматизм, следование естественному ходу событий, реализм, «мужицкая» простота. – Мистицизм, ориентация на сакральное, сокровенное, тайное. 23. Идеализм, постоянная борьба за идею (как правило, носящую не личный, а общественный и смысл). – Неосознанность бытия, несознательность, которая часто трансформируется в те или иные пороки.

В деле

24. Глубокое осмысление окружающей действительности, рассудительность, видение сути вещей. – Совершение поступков, противоречащих собственной логике. 25. Трудолюбие, старательность, упорство. – Проявление лености, несобранности, прожектерства, бесхозяйственности. 26. Умение трудиться «до седьмого пота» (напряженность в труде). – Ненависть к тем, кто «в поте лица» трудится для того, чтобы укрепить свое материальное благосостояние. 27. Стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя идей, целей и других людей («победа любой ценой»), способность в сжатые сроки выполнять неимоверный объем работ (иногда даже без ущерба для качества). – Неумение, а иногда и нежелание доводить начатое дело до конца, исполнять его в соответствии с требованиями и в срок (особенно, если оно индивидуально невыгодно). 28. Уравновешенность в решениях, поступках, трудовой деятельности, в реакциях на трудности жизни, цикличность многих жизненных  и трудовых процессов. – Неравномерность в исполнении работ, авральное решение задач, которое перемежается с длительными периодами «раскачки» или сниженной работоспособностью. 29. Терпение как способ ответа на внешние обстоятельства. – Патологически  тяжелое эмоциональное переживание  своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд, в достижении определенной желаемой цели. – 30. Высокие  адаптационные  способности, вдумчивость, креативность, ловкость, рационализм. – Беспечность, расчет на авось.


«Для Чаадаева  источник познания – «столкновение сознаний», иначе говоря, взаимодействие людей». [3, с. 177]

Эмпирические антиномии «снимаются» в мистической сфере, — все это есть исследование, именно исследование (в духе национального менталитета) Сковороды, а не какое-либо безапелляционное или, наоборот, доказуемое утверждение.



«»Воля, несытый ад!» – восклицает один из первых русских философов Григорий Сковорода, — все тебе яд, всем ты яд»» «всяк, обоживший свою волю, враг есть Божией воле и не может войти в Царствие Божие» [3, с. 77].





[1] Грошев И.В. Экономические  реформы  России  через  призму  русской  ментальности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №6.

[2] Бердяев Н. Русская идея / Н. Бердяев. –  М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. ISBN 978–5–17–040590–9; ISBN 978–5–9713–4626–5; ISBN 978–5–9762–1513–9.

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

editor

0
Комментарии: 0Публикации: 139Регистрация: 08-04-2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *