Цит. по: В.К. Шабельников «Функциональная психология»
Согласно теории П.Я.Гальперина, всякое умственное действие в процессе своего формирования проходит шесть этапов.
1. На первом этапе проблемная ситуация включается в общую структуру деятельности субъекта. Содержание формируемого действия связывается здесь с мотивами деятельности, и таким образом, у человека возникает интерес к новому действию. Это этап формирования мотивационной основы действия.
2. На втором этапе выделяется система ориентиров указателей, опираясь на которые можно правильно выполнить новое действие. Указатели логики действия могут быть выделены в самих объектах, в материале действия или даны в форме дополнительных средств ориентировки.
3. На третьем этапе субъект выполняет действие во внешней материальной форме, т. е. с опорой на выделенную систему ориентиров. Действие здесь еще максимально развернуто и выполняется по мелким звеньям, так что исполнитель понимает простую логику каждого звена и успевает проследить все последовательные преобразования, приводящие к конечному результату.
4. При этом он учится рассказывать во внешней речи о своем действии и на следующем, четвертом этапе переходит к выполнению действия только в речи, без материального исполнения, т. е. без опоры на систему материальных ориентиров. «Теперь действие радикально меняет свою форму: из процесса преобразования вещей оно становится рассуждением о нем».
5. На пятом этапе формирования действие проговаривается уже не в громкой речи, а «про себя», без звука. Но проговаривание остается еще развернутым и для самого исполнителя выступает как внешний процесс.
6. Теперь, будучи перенесенным, в умственный план, действие начинает интенсивно сокращаться и, при постоянстве условий, автоматизируется.
Так оно проходит последний этап формирования, превращаясь в речь, скрытую не только от внешнего наблюдателя, но и от самого субъекта. Именно на этапе «скрытой речи» возникают своеобразные и загадочные формы одномоментной, симультанной категоризации объекта.
«В дальнейшем, когда распознавание становится «идеальным», обобщенным, сокращенным и автоматизированным действием, – пишет П.Я. Гальперин, – его сложившийся динамический стереотип, едва встретившись со своими «задолбленными раздражителями», срабатывает «по формуле», как бы по «короткому замыканию», и выдает свой продукт одновременно и вместе с восприятием объекта – ученик «непосредственно видит» какой-то объект как «перпендикуляр» или «подлежащее» и т. д.».

