Интериоризация (от фр. intériorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Интериоризация связана с когнитивным процессом мышления, с моментом осознанного восприятия внешнего опыта, тогда как интернализация происходит бессознательно, не требуя для внешнего опыта внутреннего понимания и осознания.
1. «Интериоризация – переход от внешних материальных действий к внутренним – является одним из важнейших моментов развития психики. Проблема интериоризации – одна из наиболее загадочных и дискуссионных в современной психологии. Спорными являются вопросы: все ли процессы мышления складываются как результат интериоризации или имеются изначально внутренние по своей природе акты мысли; что именно переносится из внешнего действия в умственный план; каков механизм этого переноса и т. д.» (Здесь и далее цит. по: В.К. Шабельников «Функциональная психология»)
2. Ж.Пиаже (1896–1980) выделяет несколько стадий формирования мышления в период от рождения до 14-15 лет, раскрывающих, по его мнению, внутреннюю логику психического развития. От рождения до 1,5-2 лет действия ребенка постепенно складываются только во внешней форме, в виде отдельных групп сенсомоторных координаций – связок между ощущениями и движениями. При этом ребенок вынужден подстраивать свои движения к свойствам материальных предметов, логика действий подчиняется логике внешних вещей. Позже, с развитием речи и появлением символического обозначения действий, ребенок начинает выполнять эти действия в символически замещенной форме, в плане представления, не прибегая к реальному движению. Таким образом, происходит интериоризация.
3. Схема действия рождается у Пиаже в непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, благодаря координации собственных процессов S ↔ O, а координация этих процессов регулируется внутренним стремлением системы S ↔ O к равновесию и не включает внешних по отношению к этой системе источников детерминации. Такое понимание интериоризации связано у Ж. Пиаже со стремлением искать объяснение логики действия и мышления в физиологии организма: «Наконец – и это важнее всего – увязывание логико-математических операций с действиями субъекта не означает пренебрежение к физической реальности, но означает обнаружение ее внутри организма), с которым связан субъект, – считает Пиаже. – Общие координации действия в конечном итоге связаны с нервными координациями. Нервные координации сами зависят от органических координации в целом, которые по своей природе являются физико-химическими. На вопрос, почему математика приспосабливается к физической реальности, если она является не абстракцией физического опыта, а абстракцией общих координаций действия, можно получить ответ в биологии…»
4. Следовательно, понятие интериоризации имеет у Пиаже довольно относительный смысл, т. е. выступает как перенос извне вовнутрь только по отношению к сознанию субъекта, но не по отношению ко всей целостной системе S ↔ О, порождающей действие путем самокоординации. Интериоризация, как понимал ее Пиаже, еще не решала проблемы замкнутости сознания внутри системы субъекта.
5. В отличие от этого, понимание интериоризации, предложенное Л.С.Выготским (1896–1934), раскрывало механизм формирования психических процессов не внутри организма или субъекта, или даже замкнутой системы S ↔ O, а в процессе усвоения субъектом логики действия и мышления, выработанной в ходе общественной практики. Это позволяло связать конкретные психологические представления о формировании психических процессов с общими положениями о социально-экономической детерминации психики и о роли практики в формировании мышления.
6. Рассматривая психику как деятельность, Л.С.Выготский показывает, что психика, так же как и внешняя практическая деятельность человека, опосредована системой социальных средств и способов выполнения. Орудиями психической деятельности выступают, как считал Выготский, различного рода знаки и, в частности, речь. Вначале эти знаки применяются другими людьми для управления действиями ребенка, а затем ребенок овладевает этими знаками и сам применяет их для регуляции своего поведения.
В результате усвоения и интериоризации социальных средств и способов регуляции деятельности субъект приобретает произвольность поведения и психических процессов, благодаря опосредованию начинает контролировать свое мышление, память, восприятие, с точки зрения общественной позиции и логики.
Качественное своеобразие психики человека заключается, по Выготскому, в ее воооруженности знаками, так же, как одна из важнейших особенностей практической деятельности человека состоит в использовании орудий труда.
7. Таким образом, Выготский придает совершенно новый смысл понятию интериоризации. Если у Пиаже интериоризация выступала как перенос в умственный план собственных действий субъекта, сложившихся у него при непосредственном индивидуальном контакте с объектом, то, по Выготскому, интериоризация представляет собой переход от межличностных, «интерпсихических» форм действия к индивидуальным и внутренним, «интрапсихическим» формам. Вначале новое действие ребенка формируется как совместное, коллективное, с участием взрослого, направляющего это действие в соответствии с уже выработанной логикой, затем ребенок регулирует это действие по этой же логике сам, с помощью интериоризированных им психологических средств.
8. Объяснение психики через обращение к внутренним связям организма, к нервным и физико-химическим координациям представляет собой разновидность физиологического редукционизма и противоположно логике биологического объяснения устройства организма через анализ процессов его функционирования и приспособления к среде (определяющей своими требованиями само это устройство).
9. Отказ от функционального понимания природы и строения организма и попытки искать физиологическое объяснение логики действий субъекта во внутреннем устройстве организма делают само это устройство чем-то необъяснимым, первопричиной, отправной логической точкой объяснения. Двигаясь по этой логике далее, приходится искать объяснение организму и психике либо в движении молекул и атомов, как это делал Демокрит, либо в потусторонних и «трансцендентных» организующих силах, подобно тому как объясняли структуру сознания Платон и Кант.
10. В теории П.Я.Гальперина интериоризация рассматриваетсяв качестве лишь одного параметра изменения действия – по уровню его выполнения. Выделяются три основных уровня действия: материальный или материализованный (действие выполняется с опорой на внешние предметы, ориентиры и указания, диктующие правильную логику выполнения), речевой (действие выполняется в развернутой внешней речи без опоры на ориентиры) и умственный. Интериоризация и характеризует последовательный переход с одного уровня действия на другой.
11. Таким образом, вначале представление об интериоризации развивалось в психологии как умозрительная теоретическая конструкция, необходимая для объяснения материальной природы психического, формируемого в составе деятельности. Это представление с трудом воспринималось при взгляде на сознание как на изначально внутренний образ, противостоящий внешнему миру. А ведь именно в такой форме, противостоящей объектам, сознание открывается любому непосредственному восприятию или самонаблюдению, и именно так на протяжении тысячелетий сознание понималось и анализировалось во всех философских концепциях.


Пиаже не делает никакой «ошибки»: это не ошибка, а ограничение со стороны ума, которыми грешат все теоретические построения-спекуляции. В данном контексте «социальную детерминацию психики» тоже можно считать «ошибкой», только уже «других умов», хотя это не ошибка понимания, а всего лишь – ограничение понимания.
«Нервные координации» можно понять в контексте освоения мира сознанием по принципу символического (математического) ряда: https://textzone.ru/publ/0_operacii_soznaniya/5_individ_tekhniki/problema_simvola/48-1-0-1005
Совершенно неважно, с чем связывать открываемые абстрактные связи и отношения: с физическими, химическими или социальными процессами. В функциональном отношении, в символическом акте все – эти и другие реальности – равны, если из них сознание нацелено на то, чтобы «вытащить» очередной знак-символ, актуализируя внутренние субъективные смысловые связи и отношения.